Как держать камеру


Давайте подытожим: мы изучили устройство камеры и освещение совсем чуть-чуть. Это стартовый набор знаний, фундамент, который позволит вам разобраться в каждом из изученных понятий гораздо глубже, если в этом наступит необходимость.

И этих знаний вполне достаточно, чтобы уже сейчас начать управлять камерой и управлять освещением. Начнем с камеры.

 

Подготовка фотокамеры к съёмке

  1. Зарядите аккумулятор, вставьте карту памяти, убедитесь, что камера исправно работает в автоматическом режиме.
  2. Установите ручной режим, покрутите диафрагму и выдержку, пока это не будет получаться с закрытыми глазами.
  3. Проверьте настройки автофокусировки, выберете точечный автофокус, поставьте его маркер в центр кадра.
  4. Потренируйтесь с блокировкой автофокуса, как это было описано ранее.
  5. На всякий случай отработайте действия, необходимые для переключения камеры в автоматический режим съёмки и установки автофокуса по всему кадру. Это на случай, если с ручным режимом пойдёт что-то не так, а снимать всё равно надо.
  6. Установите качество изображения RAW + JPG, JPG понадобится, если и пока будут сложности с обработкой RAW файла.
  7. Установите чувствительность ISO 100-200 единиц (стандартное для Вашей камеры).
  8. Отрегулируйте длину ремня фотокамеры под себя таким образом, чтобы при съёмке он был натянут через плечо (локоть, шею или как-то ещё) и дополнительно фиксировал фотокамеру, чтобы избежать смазывания снимков.
  9. Установите актуальный для съёмки объектив.
  10. Если съёмка будет на смартфон, то надо разобраться с приложением, в котором комфортно работать с камерой в ручном режиме и с импульсным освещением (если это потребуется).

 Обо всём этом мы уже говорили, кроме длины ремня. Не поленитесь, проверьте все пункты, готовы ли Вы?

Держите камеру неподвижно в момент снимка

Это должно войти в привычку. Там, где не нужна мобильность, а важно идеальное качество снимка, используйте штатив для камеры и пульт для съёмки. При этом резкость Ваших снимков значительно улучшится. Ошибки большинства новичков состоят в смазывании кадров и промахах с фокусировкой, а это следствие того, что камера движется в момент снимка или после фокусировки изменяется расстояние до объекта съёмки. Не надейтесь на короткую выдержку, не снимайте на бегу. Научитесь фиксировать камеру в момент снимка любым доступным способом, особенно важно это для смартфонов, которым нужно чуть больше времени, чтобы "разглядеть" кадр.

Современные камеры и смартфоны исправляют эту ошибку по мере своих сил: существуют модели объективов с встроенным оптическим стабилизатором, в которых в момент снимка одна из линз находится как бы в невесомости и сохраняет своё направление в пространстве, несмотря на незначительные колебания камеры. В некоторых камерах на такой случай реализован сдвиг матрицы, в смартфонах и некоторых камерах реализован программный алгоритм, чтобы компенсировать смазывание кадра. Но самым лучшим вариантом до сих пор остаётся надеяться на крепкие руки фотографа.

Чтобы понять, относится ли к Вам эта проблема, проведите тест: установите камеру неподвижно на штатив или стол, выдержку примерно равную фокусному расстоянию объектива, возьмите контрастный переход или мелкую текстуру в центр кадра, сфокусируйтесь и сделайте пару снимков. Чтобы исключить любые колебания камеры при нажатии, можно установить задержку спуска затвора. Затем сделайте с рук несколько снимков того же сюжета и сравните при максимальном увеличении кадры, снятые со штатива и снятые с рук. Если увидите разницу, некоторые кадры, снятые с рук будут менее резкими, смазанными, то есть над чем работать, пока что используйте более короткие выдержки.

Горизонт и вертикали

Направьте камеру так, чтобы линия горизонта оказалась строго в центре кадра и была параллельна широкой (или узкой) стороне кадра. Запомните это состояние камеры. Только при таком положении камеры реальные вертикальные элементы будут отображаться вертикально и на фотографии.

Насчёт линии горизонта общепринято, что, если она видна на фотографии и немного не горизонтальна, то это и называется "заваленный горизонт", что считается недостатком. Если уж и заваливать горизонт, так во имя благих целей и не чуть-чуть, а конкретно, как будто так и задумано.

А по поводу вертикалей без картинок и не объяснить:

Итак, та же самая фотография, только я дорисовал вертикальные голубые линии рядом с вертикальными элементами интерьера (углы стен, наличники, арка с подсветкой, пусть и размытые). Я держу камеру, как и положено её держать, чтобы вертикальные элементы помещения отобразились вертикально, а Даша (слева на фото), которая сделала этот красивый макияж, в момент моего снимка неправильно наклонила свой смартфон, она снимает сверху вниз, у неё детали интерьера будут не вертикальны, а "завалены". Девушка в правой части кадра держит смартфон правильно. Суть не в том, что надо всегда держать камеру "правильно", суть в том, что если в кадр попадают элементы, которые очевидно вертикальны, то выглядит странно, что на фотографии они наклонены.

Если в кадр попадает только лишь горизонт (и нет вертикалей), то его расположение может быть не обязательно в центре кадра, его можно опустить ниже или поднять выше, главное соблюдать параллельность стороне кадра. Иными словами: основание камеры или кромка смартфона должны быть горизонтальными в момент снимка, а камера может быть направлена ниже или выше линии горизонта.

Возьмите в руки смартфон или камеру и сделайте несколько кадров, например, в городе, чтобы стены (углы) многоэтажных домов на фотографиях выглядели вертикально и были параллельны длинной или короткой стороне кадра.

Замечали, что фотографы, чтобы сделать портрет, чаще всего наклоняются или приседают? Таким образом они компонуют в кадре модель и сохраняют горизонтальное направление камеры, чтобы не завалить вертикально стоящие объекты, которые попадут в кадр.