Восприятие и образ


А не возник ли у Вас при изучении законов и приёмов композиции вопрос: Зачем зрителю собирать элементы композиции в единое целое?

Зачем объединять и связывать разные элементы и искать в этом какой-то смысл? Неужели мозгу нечем больше заняться? Или человек от этого получает какое-то удовольствие?

Кстати, это свойственно не только людям, но и животным. Это связано с устройством нашей памяти, нашего мышления и особенностями восприятия (в нашем случае) визуальной составляющей.

 

Человек постоянно накапливает информацию из окружения с целью адаптации, для выживания, развития, доминирования и... пока не суть важно ещё зачем. Так или иначе есть какие-то важные для каждого из нас цели. Вот Вы сейчас разбираетесь с композицией в надежде, что это Вам обернётся пользой и Ваша жизнь станет проще. И любая другая цель направлена на то, чтобы в будущем нам было проще, чтобы мы лучше понимали окружающий мир и знали, как им управлять или как к нему адаптироваться, если управлять не получается. 

Этот поток визуальной информации поступает к нам через зрительный нерв, а "камерой" являются наши глаза. Учёные уже подсчитали, что глаз человека имеет около ста "мегапикселей", но запомнить и сохранить в памяти каждый увиденный "пиксель" не получится, не хватит нейронов в головном мозге, количество которых тоже подсчитали. А мозг давно "придумал", как справиться с этим противоречием. Как именно достоверно не известно, но есть предположения.

Наш мозг и не пытается запомнить полученное изображение попиксельно, он сопоставляет лишь некоторые значимые характеристики отдельных элементов (расположение в пространстве, размер, количество, форму, цвет, что-то ещё) с образами элементов, которые ему уже знакомы из жизненного опыта. Как только мозг нашёл в памяти образ, наделённый схожими характеристиками, происходит идентификация элемента и становится понятным его смысл. На этом мозг не останавливается и переходит к анализу взаимосвязей между элементами, так же сравнивая их с уже существующими взаимосвязями в голове и обобщёнными образами и находит более глубокий смысл. 

Наверняка это ещё не завершающая стадия анализа полученного изображения, но мы пока остановимся на этом и сделаем предварительный вывод: чтобы мозгу запомнить увиденное, надо выбрать несколько групп нейронов, каждая из которых на постоянной основе хранит какой-то обобщённый образ увиденного элемента и создать связи между этими группами нейронов. Согласитесь, запомнить связи гораздо проще, чем все пиксели изображения. Чтобы вспомнить увиденное, достаточно активировать необходимую цепочку связей, которая укажет на образы увиденных элементов и Вы вспомните увиденное, пусть и в упрощённом виде.

Однако возможности памяти в любом случае ограничены, даже при использовании такого хитрого способа "компрессии" изображений. Мозг сохраняет свободное место в памяти на что-то важное и немедленно избавляется от увиденной информации, если она не несёт ему практической пользы прямо сейчас или в будущем. Образы, которые человек считает важными, постоянно уточняются, дополняются новыми признаками и обрастают новыми связями (с другими образами), а образы, которые не важны для достижения поставленных целей, при совпадении с подозрительным контентом сразу же возвращают мозгу пометку на удаление.

А что происходит, если увиденное не вписывается в наши "стандартные" образы? Это стрессовая задача для мозга и тут всё зависит от готовности её решить. Если мы говорим о содержании фотографии, на которую смотрит зритель и она ему не понятна, то, либо зритель её игнорирует и не запоминает, либо строит новые взаимосвязи с образами, которые схожи с увиденным не столько формой и цветом, сколько смыслом и содержанием. Вот тут включается художественное восприятие увиденного. А любую новую взаимосвязь мозг ценит очень высоко - это новая ступень познания окружающего мира, новый уровень обобщения.

Сделаем выводы

Описанная теория восприятия объясняет суть первого закона композиции, а именно, зачем человеку объединять увиденные элементы в единый образ. Так устроен мозг, так он запоминает увиденное. И более убедительной стала важность приёмов объединения и связывания.

Кроме того, сквозь призму восприятия гораздо проще понять важность закона новизны.