Практические примеры использования приёмов композиции в фотографии


Начнём с самых простых приёмов, которые "встроены" в нашу камеру.

 

Глубина резкости

Используя малую глубину резкости, мы выделяем главный элемент или группу элементов на фотографии, тем самым отделяем от фона (размываем фон) и объединяем фоновые элементы между собой (они схожи тем, что размыты). Наибольшим эффектом «размытия фона» обладают длиннофокусные объективы на максимально открытой диафрагме. Чем ближе выделяемый элемент к объективу, шире открыта диафрагма и дальше от объектива фон, тем в большей степени проявляется эффект.

Текстурирование фона

Умеренно размытый фон уже воспринимается отдельно от модели, но, если он достаточно пёстрый по цветам, то это воспринимается более художественно, красивыми цветными пятнами. Цветами этих размытых пятнышек можно поиграть при обработке и сделать некоторые из них ближе к цветам одежды модели.

Текстурирование фона

Объектив LensBaby способен "разрывать" всё, что не в фокусе, добавляя элементы импрессионизма. Цвета пятен не всегда получаются предсказуемыми, но, путём экспериментов, можно связать их цвет с цветом одежды модели.

Линейная перспектива и ритм

Присутствие параллельных линий, которые сходятся по мере удаления к горизонту, помогает зрителю безошибочно построить пространство вокруг модели, понять её расположение относительно других элементов, попавших в кадр. Ритм, созданный плакатами за спиной модели, делает линейную перспективу ещё более понятной. Рассматривание элементов, образующих ритм, всякий раз "спотыкается" о модель, которая этот ритм прерывает. 

Тональная перспектива

В большинстве случаев возникает сама собой, когда в кадре присутствуют элементы ближнего или среднего плана и сильно удаленные (более 3 км) элементы. По мере удаления элементы становятся более светлыми, более холодными и менее контрастными. Таким образом объектив отделяет близкие к нам элементы от удаленных. Некоторым объективам так же свойственны интересные аберрации положения: согревание переднего плана и остужение заднего плана относительно элемента, находящегося в зоне резкости. 

Тональная перспектива

Тональная перспектива может себя показать и на более короткой дистанции. В этом примере задний план оказался в тени облака (стал туманным и более холодным). По-хорошему быть бы ему ещё и более светлым, но всё работает даже в таком виде.

Световые блики

Это самостоятельный приём в фотографии, возникающий в связи с несовершенством конструкции объектива при съёмке против яркого источника света. Даёт зрителю понимание о расположении источника света и вместе с тем добавляет 3D пространства снимку. Иногда такие блики рисуют при обработке фотографий, чтобы "оживить" снимок.

Длительная выдержка

Короткая выдержка останавливает движение в кадре, а длинная – показывает движение, размазывая движущийся элемент в направлении движения. Есть возможность смазать фон, если мы «ведем» движущийся элемент, тем самым отделяя его от фона.

А теперь посмотрим на приёмы, которые надо заранее запланировать прежде, чем взять в руки камеру.

Сходство по цвету

Фоновые пятна отлично сочетаются с цветом платья модели, в итоге получаем устойчивую взаимосвязь между моделью и фоном. В данном примере связь происходит через один цвет, но цветов можно использовать два и более.

Добавляем связи контурами

С тональной перспективой и со связыванием по цвету платья и фона, надеюсь, всё понятно. Давайте рассмотрим контуры, по которым происходит связывание девушки и фона, вдоль которых ходит взгляд зрителя: это линия горизонта, которая подводит к лицу, правая и левая стороны шлейфа платья, слева тень от хребта - она упирается в локоть девушки, создавая удобную для взгляда развилочку, ближний берег озера упирается в талию, верхний в границу плеча и волос. Голова находится в одном из "центров притяжения"

Цвет и форма

У нас отличная связь модели и интерьера через розовый (лиловый) цвет: платье, шторы, диванчик, цветы в вазе и даже кофта с мягкой игрушкой имеют розовый оттенок. Контуры дивана и фона изогнуты, имеют скругления, что перекликается с завитой причёской модели. Это связь окружения и модели по сходству формы элементов.

Всё и сразу

Замысел фотографии был таков, чтобы показать, как художник рисует картину на слух, не видя своих моделей. На фотографии очень много элементов, давайте отследим их связи, разделение и выделение.

Начнём с того, что это коллаж, не было подходящего помещения, чтобы это снять одним кадром, пришлось составить из двух фотографий и даже подгонять их по цвету, чтобы казалось, что это одна фотография.

Фотография разделена на две части дверным проёмом, это приём разделения. При этом зритель сразу делит объекты на группу слева от разделителя и группу справа. По низу наши комнаты сообщаются между собой, это была попытка ослабить разделение, но великую силу разделителя не так-то просто преодолеть.

Художник слушает то, что происходит за стеной через стеклянную банку. Выделять прозрачную банку было бесполезной тратой времени, но то, что она находится около лица художника, делает её достаточно заметной и значимой на фотографии (находится вблизи с композиционным центром). Художник слушает через банку и переносит услышанное на холст, имеем чёткое визуальное направление: то, что в левой части кадра, баночка, художник, его рука, кисть, холст, на холсте результат его работы. Но результат лишь отчасти похож на реальность, которая существует в левой части кадра. И зритель попадает в ловушку, начинает сравнивать реальность слева и результат на холсте справа. Важно, что зритель находит общие признаки сходства: те же люди, та же одежда по цвету, то же покрывало на кровати по рисунку, но смысл изображённой сцены совсем другой (противопоставлен смысл).

Зритель пытается найти ответ, почему художник нарисовал именно такую сцену? И самое логичное - я художник, я так слышу. Что может услышать художник, кроме скрипа кровати, на которой прыгает девушка? Услышал скрип и создал образ!

В левой части кадра так же всё достаточно логично: пока парень изучает инструкцию, девушке совершенно нечем заняться и она развлекает сама себя.

И, как только зритель построит полностью логичную связь между правой и левой частью кадра, он будет полностью счастлив.