Приёмы выделения, разделения и противопоставления


Как Вы уже догадались, эта группа приёмов во многом противоположна приёмам выделения и связывания. Однако суть их не в том, чтобы сделать всё наоборот. Если первая группа приёмов объединяла буквы в слова, то здесь мы научимся ставить в словах ударения, а так же добавим пробелы и знаки препинания между словами. В выделении нуждаются те элементы, которые мало заметны, но важны для композиции, при этом повышается их значимость. Наибольшего выделения часто заслуживает композиционный центр, с которым связаны большинство других элементов композиции, и к которому несколько раз должно вернуться внимание зрителя. Разделение между элементами будет важным там, где их объединение или связь друг с другом надо исключить или ослабить. А противопоставление помогает раскрыть суть элементов композиции, показывая зрителю разницу между характеристиками двух разных элементов.

Давайте вспомним закон контрастов, из которого следует, что суть вещей нам открывается тогда, когда мы имеем возможность сравнить её с противоположностью.

Контраст и отсутствие сходства

по одному или нескольким признакам, работаем с тем же списком:

  • размер
  • форма
  • яркость
  • цвет
  • резкость (детализация)
  • текстура, рисунок, орнамент
  • ориентация (разнонаправленность)
  • по смысловому значению

И вновь к примерам:

Контраст размеров. Наверняка все встречали традиционную для новорожденных фотографию, как ребенок крохотной ручкой обхватывает большой палец папы или мамы, и зрителю становится понятно, насколько он маленький – налицо противопоставление размеров.

Контраст формы. Спортивная и стройная девушка будет выгодно смотреться рядом с подругой, наделенной противоположными качествами, хрупкая девушка – на фоне «крепкого» мужчины. Опять же противопоставление.

Контраст яркости. Это основной приём фотографа. Что означает фраза: «Чёрным по белому написано!»? То, что при таком контрастном написании максимально раскрывается смысл. А фраза: «Вилами по воде написано» означает отсутствие контраста и вместе с тем определенности. Чтобы нам не искать в тёмной комнате чёрную кошку (или белую кошку в белой комнате), выделяем элементы, располагая тёмные на светлом фоне, а светлые на тёмном. Или отделяем элементы друг от друга, используя разницу в яркости (освещенности), например, снимая портрет «как на паспорт», одной из ошибок может быть отсутствие тени, на границе шеи и подбородка.

Контраст цветов. Даже одинаковые по яркости (светлоте, как говорят художники) элементы становятся отличимыми друг от друга, если имеют разный цвет. Насыщенные цвета зритель склонен противопоставлять ненасыщенным, противоположные цвета противопоставляются друг другу – об этом будет подробный разговор.

Выделение резкостью. Самый распространённый прием в портрете: резкий человек на размытом фоне. Всегда работает, чтобы выделить элемент (или группу элементов) и отделить его (их) от фона или других элементов.

Контраст текстуры, орнамента или рисунка. Внимание зрителя чувствительно даже к небольшим различиям в текстурах. Например, при ретуши портрета крупного плана, когда Вы убираете мелкие недостатки кожи, надо максимально точно подбирать текстуру кожи под каждый фрагмент. Если текстура на Ваших «заплатках» будет другой (с более крупным или мелким рисунком или рисунком другой ориентации) или будет потеряна, то зритель обнаружит лишние элементы композиции. Это был пример на разделение из серии «Вредные советы фотографу».

Разнонаправленность. Попросите пару отвернуться друг от друга, смотреть в разных направлениях и зритель начнет рассматривать их, как более самостоятельные элементы композиции.

Контраст смыслового значения. Для чего козе баян? Этот вопрос не даст зрителю покоя, пока он не отыщет на фотографии баяниста. Чем более разные смысловое значение у элементов, тем они более отделены друг от друга. Противоположные смысловые значения ещё и противопоставляют элементы друг другу, раскрывая их содержание зрителю.

Удаленность

Удалённость одного или нескольких элементов композиции от остальных приводят к их разделению и выделению. Чтобы зрителю было легче из слов собрать предложение, буквы одного слова мы располагаем подальше от букв другого слова, чтобы зритель не перепутал.

Разделитель 

Линия, которая проходит между двумя элементами или группами элементов, предполагает их смысловое разделение. Вспомните текстовые разделители или как покупатели в супермаркетах «группируют» на ленте свои товары с помощью разделителя покупок?

Отсутствие связей 

Речь об относительной независимости элемента от остальных, смысловая связь с ним образуется только тогда, когда все остальные элементы «соберутся в образ». Надо увидеть всю остальную картину в целом прежде, чем станет понятно назначение этого элемента. Например, на фотографии изображена пустыня и маленький зеленый росток, пробивающийся из-под песка к солнцу. Мы объединяем все элементы кроме ростка в пустыню (песок, барханы, синее небо, яркое солнце) и понимаем, что его с пустыней не связывают ни размеры, ни форма, ни цвет, ни текстура, ни смысловое значение. И вот именно это отсутствие связей позволяет зрителю искать более глубокий смысл в этой композиции, сопоставить это с борьбой за жизнь.

Линейная и тональная перспектива 

А теперь пора вспомнить, что то, что изображено на фотографии, зритель воспринимает ещё и как трехмерное пространство и что для зрителя имеет значение расположение элементов в пространстве.

Линейная перспектива связана с особенностями нашего зрения и проявляет себя в уменьшении линейных размеров предметов по мере их удаления от зрителя. Возьмём два яблока одинакового размера, расположим их на столе, одно яблоко ближе к объективу камеры, а другое – дальше и сфотографируем. На плоскости фотографии дальнее яблоко окажется меньше по размеру, но, глядя на фотографию, Вы понимаете, что эти яблоки одинаковы и находятся на разном расстоянии от камеры (что их и отделяет друг от друга). В этом примере есть небольшой подвох: мы знали изначально, что яблоки одинаковы, а зритель может этого не знать и может сделать ошибочный вывод, что яблоки разного размера. Давайте всё исправим: возьмём карандаш и нарисуем на столе «координатную сетку» – разделим стол на множество квадратов одинакового размера, вернем на свои места яблоки и повторно сделаем снимок. Вот теперь зритель безошибочно поймет, как именно расположены яблоки в пространстве и то, что по размеру они одинаковы! И помогла ему в этом линейная перспектива, которую создала наша разметка: она четко обозначила плоскость, на которой расположены яблоки, а по мере уменьшения квадратов разметки зритель может судить об удалённости объектов.

Тональная перспектива связана с тем, что воздух не идеально прозрачен, в связи с чем, по мере удаления (на километр и более) элементы начинают терять свои границы, становятся более размытыми, менее контрастными, более светлыми и более холодными по цвету. Всё от того, что мельчайшие капли воды в воздухе рассеивают свет, а кислород имеет голубой цвет (иначе с чего бы небу быть голубым?). Действительно удалённый горизонт сам по себе получится именно таким, но можно немного схитрить и создать тональную перспективу на коротких дистанциях, добавив её признаки (холоднее, светлее, больше размытия) в фотографию.

Линейная и тональная перспективы разделяют и помогают зрителю определить расположение объектов в 3D пространстве, им свойственно переключать восприятие зрителя в "3D режим"

Выводы

Приёмы объединения и разделения - это основной арсенал фотографа, который помогает грамотно оценить ещё не сделанный кадр, рассмотреть в нём ошибки и выбрать наиболее подходящий способ, как их исправить. Чаще всего это слабая связь между важными элементами, которую хочется усилить или наоборот лишняя связь между важным элементом и элементом, не имеющим к нему никакого отношения (например, фоном). Главное догадаться, что именно не так, а уж вариантов решения достаточно много. 

Но отсутствие ошибок не означает, что от этого фотография сразу становится прекрасной. Недостаточные или ошибочные связи могут в какой-то степени присутствовать, можно использовать сразу несколько приёмов на разрыв или усиление связи.

Владение этими приёмами надо оттачивать на практике, развивать их потенциал, искать сильные стороны, разбираться, как их используют другие. Многие известные фотографы виртуозно владеют всего двумя-тремя такими приёмами (а остальными - на среднем уровне), и это существенно их выделяет среди других.

Вас ждёт аж 14 вопросов в очередном тесте, готовы?