Приёмы объединения и связывания


Объединение и связывание являются очень схожими понятиями и для них используются одинаковые приёмы. Некоторая смысловая разница у них все-таки есть. Например, мы объединяем буквы в слова, а слова связываем в предложение. Объединение дает нам самостоятельные «неделимые» элементы, значения которых зритель связывает уже с другими элементами. Объединением зритель получает некоторые промежуточные значения, а их дальнейшим связыванием – общий смысл. Не пытайтесь прямо сейчас провести четкую границу между объединением и связыванием, она придет сама собой при изучении приёмов.

Близость элементов друг к другу

Это один из самых сильных приёмов объединения и связывания. Как буквы объединить в слово? Надо их написать рядом друг с другом! И зритель сразу же попытается их прочитать, то есть найти смысл в их близком расположении. Это работает всегда. Одним из проявлений близости элементов друг к другу является так же контакт, через который можно более точно передать смысл их взаимосвязи.

Мы фотографируем пару. Если участники съёмки далеко друг от друга, зритель может понять, что это незнакомые люди. Если они находятся ближе, то наверняка они знакомы. Ещё ближе - друзья. Если присутствует контакт, например, обнимаются – значит у них очень хорошие отношения, даже серьёзные!

Видите, как по-разному можно менять смысл фотографии, используя лишь разницу в расстоянии между объектами съёмки?

Давайте ещё вспомним, что элементы на фотографии существуют и на плоскости (2D) и в пространстве (3D) одновременно. Может возникнуть такая ситуация, что удалённые друг от друга элементы в пространстве находятся близко друг другу на плоскости фотографии. Например, вспомните забавные фотографии невесты на ладони жениха. В таких случаях зритель, рассматривая фото в пространстве, понимает, что объекты удалены друг от друга, но, рассматривая их сближенными на плоскости, всё же устанавливает между ними связь. Но, опусти жених ладонь чуть ниже - победит 3D воображение и связь будет потеряна.

Примеры ошибок:

Например, Вы фотографируете дружную семью, все находятся достаточно близко друг к другу, а один из родственников стоит немного в стороне. Согласитесь, зритель попытается найти этому объяснение, что с ним не так, он обиделся? Или это случайный прохожий? Чтобы подчеркнуть, что семья дружная, вполне логично будет сблизить всех участников съёмки друг к другу, именно этот приём их объединит и зритель однозначно поймёт, что это семья.

Напишите слово из букв, которые расположены слишком близко друг к другу, прилипают друг к другу или даже накладываются друг на друга. Удобно будет читать это слово зрителю?

Сходство

по одному или нескольким признакам:

  • размер
  • форма
  • яркость
  • цвет
  • текстура, рисунок, орнамент
  • ориентация (параллельность и однонаправленность)
  • по смысловому значению

Итак, если мы не можем сблизить необходимые нам элементы или нам недостаточно простого сближения для образования связи, то используем любые проявления сходства для того, чтобы их объединить или связать. Как работает логика зрителя: «Эти два элемента не похожи по размерам, но схожи по цвету, может быть это части чего-то целого?»

Мы фотографируем маму с маленьким ребенком. Если они одеты совершенно по-разному, как бы близко мы их не поставили друг к другу, всё равно будет казаться, что они недостаточно объединены, чего-то не хватает. Возможно, нам мешает то, что мама у нас большая, а ребенок – маленький? А теперь представьте, насколько проще будет получить хороший снимок, если у них почти одинаковая по цветам одежда? И зритель тут же примет решение, что сходства у них больше, чем отличий, и начнет их воспринимать, как единое целое.

Давайте кратко пробежимся по этим признакам, хотя смысл их и так должен быть понятен.

Размер. Если Вас попросить на своё усмотрение разложить кучу болтов разного размера по трем коробкам, то наверняка в первой коробке окажутся наиболее крупные болты, во второй – среднего размера, в третьей – самые мелкие. Вы их неосознанно объедините по размеру, даже если Вас об это не просили. Если Вам дать наборы крупных и мелких букв, то Вы составите одни слова из крупных букв, а другие – из мелких, но не вперемежку.

Форма. Сможете упорядочить круги и квадраты одинакового размера, вырезанные из бумаги? Конечно же, круги к кругам, а квадраты – к квадратам!

Яркость и цвет. При совпадении размеров и формы Вы без сомнений фигуры одинакового или близкого цвета объедините в отдельные стопки. То же самое Вы сделаете с одинаковыми или похожими текстурами, рисунками или орнаментами.

Ориентация. Уложите несколько ножей в кухонный стол или в подставку для ножей. Они будут направлены так, чтобы их было удобно взять, не так ли? Ручками к Вам. Ну и, пока Вы не ушли с кухни, смысловое значение: вилки в одном отсеке, ложки – в другом, ножи – в третьем. То есть сортировка по назначению тоже имеет место быть, даже не смотря на немного разные размеры.

Симметричное расположение элементов

При этом связываются друг с другом симметрично расположенные (относительно линии симметрии) элементы. Нас окружают множество симметричных объектов, как созданных природой, так и человеком. И, наблюдая симметричное расположение элементов на фотографии, зритель с особым вниманием их сравнивает и строит взаимосвязи между ними, даже если между этими элементами недостаточно сходства. Примером может быть портрет крупным планом, с симметричным расположением лица в центре кадра, пара, стоящая спиной друг к другу или лицом друг к другу и т.д.

Ритм

Ритм – это тот случай, когда в кадре схожие по форме элементы последовательно повторяются несколько раз (4 и более), при этом элементы, образующие ритм, надежно связываются между собой. Присутствие ритма (как и симметрия) привлекает зрителя к фотографии, даже если он связывает фоновые малозначимые элементы. Но поистине великая сила ритма проявляется, когда один из элементов, образующих ритм, является центром композиции.

Связывание контуром (линией)

Приём, который практически всегда под рукой! Суть его в том, что даже удалённые друг от друга элементы могут быть связаны с помощью самых разнообразных контуров и линий, зачастую находящихся на заднем плане и «соединяющих» эти элементы, если воспринимать изображение в 2D, как плоскость. Таким контуром может быть линия горизонта, предмет интерьера, луч света или тень от предмета – всё, что угодно, создающее контрастный переход, вдоль которого и происходит перемещение взгляда зрителя от одного элемента к другому.

Говоря о портрете, считается дурным тоном, когда достаточно контрастные фоновые линии «прилетают» в голову Вашей модели. А идеальным будет направить их к суставам (запястье, локоть, плечо, колено) или к изгибу талии.

Если взять пример из жизни, вспомните, как выглядят алгоритмы, блок-схемы, электрические схемы и какое место там отведено линиям, соединяющим элементы.

Связывание одинаковым фоном или замкнутым контуром (фрейминг)

Интересно также то, что элементы, которые находятся на одинаковом по цвету или яркости фоне, в отличие от остальных элементов, зритель так же между собой связывает.

Так же работает и замкнутый контур, например багетная рама, дверь, арка, окно и т.д., связывая все элементы, что находится внутри - это называется модным словом фрейминг.