Выдержка


Выдержка – это интервал времени, в течение которого затвор камеры открыт, свет поступает через объектив на матрицу, и матрица регистрирует наше изображение. Чем больше по времени длится выдержка, тем больше света успевает попасть на матрицу, тем светлее будет фотография. Всё просто: увеличиваем выдержку - увеличивается экспозиция. Если выдержку увеличить в 2 раза, то и света попадёт на матрицу в 2 раза больше (при условии, что мы не используем вспышку).

В современных фотокамерах обычно используются выдержки от 1/8000 секунды до 30 секунд. Можно вручную управлять затвором, открывая его на несколько секунд или минут.

Короткие выдержки измеряются в долях секунды: 1/250, 1/500, 1/1000 и т.д. и на экране камеры часто показаны в сокращенном виде (показан только знаменатель): 250, 500, 1000 и т.д., это поначалу может стать причиной путаницы. Длинные выдержки в секундах: 1 сек, 2 сек, 4 сек… показываются, как 1’’, 2’’, 4’’… Значение выдержки может быть обозначено заглавной буквой (shutter speed, что означает скорость затвора).

Управление выдержкой возможно только в ручном или полуавтоматическом режиме "Приоритет выдержки". Регулировка выдержки на больших фотокамерах всегда под рукой, поэтому чаще всего находится на одном из колесиков. На смартфонах управление выдержкой возможно только в режиме "Профи" или в специальном приложении для камеры, в котором предусмотрен ручной режим съёмки.

Для съёмки на улице в светлое время суток обычно используют выдержки не более 1/100 секунды, чтобы избежать смазывания, съёмку быстрых событий ведут на более коротких выдержках, например, от 1/500 секунды и короче.

Если Вы работаете со вспышкой (например, в студии, где недостаточно естественного освещения и установлены импульсные источники света) – устанавливается выдержка не короче, чем 1/100 - 1/250 сек., поскольку на более коротких выдержках фотокамера не успевает «поймать» момент, когда сработает вспышка (импульс вспышки обычно длится не более 1/2000 секунды).

Используя разные значения выдержки можно не только дозировать количество света на матрицу для создания необходимой экспозиции, но и решать определенные художественные задачи:

  • Используя самые короткие выдержки (1/2000 – 1/8000), можно «останавливать время», четко снимать быстрые события, например, «замораживать» в полете капли воды у фонтана без эффекта смазывания.
  • На длинных выдержках с использованием штатива снимают как неподвижные объекты, так и подвижные, к примеру, ночной город со шлейфами огней проезжающих автомобилей, пейзажи с быстрой рекой (вода эффектно выравнивается и размывается) и т.д.
  • При использовании вспышки в сочетании с длинной выдержкой (смешанный свет) создано много необычных снимков. Об этом будет практическое занятие.

Ошибки съёмки, связанные с выдержкой

На относительно длинных выдержках возможно смазывание движущихся объектов или всего снимка, если дрогнула камера в момент снимка. Это связано с тем, что в течение времени, пока затвор камеры был открыт, изображение, созданное объективом на матрице, успело полностью или частично сместиться. Чтобы этого избежать, используем правило: чем более быстрые события происходят перед камерой, тем короче должна быть выдержка.

Если Вы снимаете с рук статичные сцены и хотите избежать смазанных снимков, значение выдержки должно быть не менее фокусного расстояния установленного на камеру объектива, например, снимая "полтинником" (f=50mm), при условии, что Вы устойчиво стоите и крепко держите камеру, выдержка должна быть короче, чем 1/50 секунды. Если требуется более длинная выдержка - снимаем с помощью штатива. Чтобы не объяснять это правило строго математически, объясню так: чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше будет расстояние до объекта съёмки, тем сложнее "удерживать в прицеле" объект съёмки. В какую мишень проще попасть, чтобы не "смазать", в ближнюю или дальнюю?