Управление экспозицией


Настало время ответить на вопрос: "Зачем вообще снимать в ручном режиме?"

  • Чтобы более точной была экспозиция снимка, чем на автомате;
  • Чтобы под Вашим контролем были задействованы только те художественные приёмы, которые будут уместны в данном снимке: размытие фона или глубокая резкость всего кадра, "заморозка" или движение объектов в кадре;
  • Для каждого сюжета на съёмке обычно делается серия снимков, и, если изначально все снимки имеют одинаковую экспозицию, то и цветокоррекция для них будет одинаковой и быстрой;
  • Съёмка с импульсным светом, например, в студии, возможна только в ручном режиме.

Алгоритм настройки камеры:

1. Чувствительность

Проверяем чувствительность. Нам нужен шум на фотографии? Нет! Значит, выставляем ISO равное 100 или 200, то есть базовое значение для Вашей камеры. Шум можно добавить при обработке, а вот без потерь избавиться от него не получится.

2. Диафрагма

Если Вы хотите размытый задний план – открывайте диафрагму полностью (или почти полностью): 1.4 – 2.8. Если хотите всю сцену сохранить резкой – выставляйте закрытые значения: 16 и больше. Если Вам надо "остановить в кадре" что-то быстро движущееся и глубина резкости Вам в данном случае не принципиальна, то лучше диафрагму заранее открыть побольше, чтобы выдержку подобрать максимально короткую.

Напомню, что владельцы смартфонов лишены возможности изменять размер диафрагмы, поэтому, не особо вникая, сразу переходят к следующему шагу.

3. Выдержка

Как только выставлены первые два параметра, необходимое количество света (экспозиция) доводится до идеала третьим – выдержкой. Если мы снимаем при постоянном освещении (без вспышки), то можно воспользоваться индикатором (экспонометром) фотокамеры. Обычно это шкала на экране, которая показывает много света или мало. Глядя на шкалу, достаточно покрутить колесико выдержки и установить оптимальное (по мнению фотокамеры) значение. Возможно, после тестового снимка выдержку придется еще немного добавить или убавить на Ваш вкус.

Если же Ваша задача в том, чтобы красиво смазать движущийся объект, то сначала выставляйте подходящую выдержку, а диафрагмой доведёте до ума экспозицию снимка.

Идеальные в техническом плане снимки получаются на ISO 100 – 200, диафрагме 5.6 – 10 и выдержках короче чем 1/500 секунды. Всё это в идеале, но что делать, если света много или слишком мало?

Если света много – начинаем жертвовать часть нашего художественного замысла, закрывая диафрагму или поиском более темного места или времени суток для съёмки.

Но чаще всего света мало, и расчетная выдержка получается слишком длинной. Возникает риск получить смазанный снимок. В некоторых случаях может помочь штатив, если Вы снимаете неподвижные объекты. Если приходится снимать, удерживая камеру в руках, то выдержка, как правило, должна быть не менее 1/100 секунды, если при этом диафрагма полностью открыта, а света все равно мало – придется повышать чувствительность и получать на снимках шум.

Условия и задачи съёмки могут быть разными, но принцип остается один: сначала устанавливаем наиболее значимые параметры, а менее значимые подстраиваем под условия съёмки.

У фотокамер есть и пара полезных автоматических режимов: приоритет выдержки, обозначаемый буквой S (при съёмке выдержка устанавливается вручную, а диафрагма, и, при необходимости, чувствительность изменяется в зависимости от освещенности) и приоритет диафрагмы, обозначаемый буквой A (то же самое, только с ручной установкой диафрагмы и автоматическими выдержкой и чувствительностью). Такие режимы обычно используют в сложных условиях, когда освещенность в кадре меняется и скорость работы фотографа важнее точно подобранной экспозиции. Коррекция экспозиции таких снимков производится на этапе обработки.

Съёмка со вспышкой

Особенность съёмки с использованием импульсных источников света в том, что весь свет, необходимый для построения изображения поступает на матрицу практически мгновенно, быстрее, чем за 1/2000 секунды. Света от импульсных источников практически всегда хватает с запасом, мощность источников регулируется, поэтому условия такой съёмки можно считать идеальными. Для синхронной работы камеры и источников на камеру устанавливается синхронизатор (который можно спросить у администратора студии).

Проверяем, что у нас установлена минимальная чувствительность (100-200 единиц), выдержка не короче, чем 1/160 секунды, выставляем значение диафрагмы под нашу задачу и делаем пробный кадр. Если Вы увидели, что часть снимка затемнена затвором камеры (который поторопился закрыться), то выдержку следует немного увеличить. Выдержку так же можно увеличить, чтобы получить больший вклад постоянного света, если он нужен. Далее регулируем мощность источников света и их расположение относительно объекта съёмки. По ходу съёмки корректируем экспозицию с помощью диафрагмы.

Теперь о смартфонах. Компания Profoto в 2017 году выпустила линейку импульсных источников света для работы с iPhone (начиная с 7 версии) посредством Bluetooth через собственное приложение, после чего приложение стало доступным для владельцев Android и бренду Huawei, с 2020 года это оборудование уже встречалось в некоторых студиях, так что возможностями владельцы смартфонов не обделены! Управление через приложение очень простое: Вы плавно управляете мощностью осветительного прибора, чем больше значение выдержки, тем больше вклад окружающего постоянного света в снимок!