Цвет в композиции


Как Вы уже заметили, цвет у нас «засветился» во всех группах композиционных приёмов: близкие цвета могут участвовать в объединении и связывании элементов композиции, в то время, как разные цвета могут разделять и выделять элементы, а противоположные цвета ещё и противопоставлять. Кроме того цвет элементов участвует в формировании визуального веса, а значит и в создании визуального направления.

Однако сразу отмечу, что цвет является дополнительной характеристикой элементов композиции, имеет некоторую самостоятельность. Дело в том, что восприятие цвета у человека идет в некотором смысле отдельно от всех прочих характеристик элемента (яркость, форма, объем), по крайней мере, по разным информационным каналам. В глазах у нас около 100 миллионов «палочек», которые воспринимают тональную (черно-белую) составляющую изображения и около 7 миллионов «колбочек», способных воспринимать кроме черно-белой составляющей ещё и цвет. Причем колбочки трех видов: больше всего колбочек, чувствительных к красному цвету, заметно меньшее количество колбочек воспринимает желто-зеленую часть спектра, и малая часть реагирует на сине-фиолетовый цвет. Возможно поэтому холодные цвета самые легкие – меньше нагрузка на зрительный нерв. 

Всё это я упомянул к тому, что цвет – это особая и дополнительная характеристика элемента, воспринимаемая отдельно от всего остального, и в чём-то имеющая свои особенности. Каждый из нас цвет воспринимает немного по-разному, но существуют и общие закономерности. Начнем с определений!

Цвет – это субъективно воспринимаемая характеристика элемента. Один и тот же цвет может так же вызывать несколько разные эмоции и настроение у разных людей в зависимости от их жизненного опыта или принадлежности к той или иной культуре.

Хроматические и ахроматические цвета и их характеристики

Хроматические цвета – это все цветные цвета, а ахроматические цвета бесцветны – черный, белый и вся палитра серого. Черно-белая фотография состоит из ахроматических цветов. Ахроматические цвета имеют только одну характеристику – яркость (её ещё называют светлотой). Контраст ахроматических цветов (ахроматический контраст) означает различие элементов по яркости (или светлоте). В то же время контраст между цветными элементами может проявляться в различиях яркости, цветового тона и цветовой насыщенности.

Светлота – это яркость. Это близость к белому. Светлее или темнее – это как раз речь о светлоте.

Цветовой тон – это соответствие цвета подобному цвету из области спектра солнечного света. Его некоторые называют оттенком цвета, что тоже правильно. Красный, зеленый, оранжевый – это все цветовой тон. Светло-зеленый – это уже цветовой тон с учетом светлоты.

Насыщенность – это чистота цветового тона, его сочность и глубина. Спектр солнечного света состоит только из насыщенных цветов. Чем более похожим на соответствующий ему в спектре будет цвет, тем он более насыщен. Чем больше цвет похож на ахроматический, то есть чем больше в нем примесь остальных цветов спектра, тем меньше его насыщенность. Сумма всех насыщенных цветов спектра образует белый цвет. Поэтому, если мы используем лишь один насыщенный цвет, то он всегда будет темнее белого. Наиболее ярким является насыщенный желтый цвет, наиболее темным – насыщенный синий. Насыщенные цвета становятся ярче (светлее) только путем разбавления белым светом, при этом насыщенность быстро снижается. Этим объясняется невозможность на фотографии «так же, как в жизни» отобразить некоторые искусственные источники света, например неоновые огни ночного клуба или цветную архитектурную подсветку зданий.

Цветовой круг

В качестве модели, описывающей взаимосвязь разных цветов, существует цветовой круг:

Как выглядит эта модель? Цвета солнечного спектра распределены по часовой стрелке от тёплых к холодным, а на границе фиолетового и красного добавлен пурпурный цвет. Его нет в спектре солнечного света, но он есть в природе, и он образуется смешиванием этих двух цветов.

Цветовой круг может быть изображен по-разному, но суть его состоит в том, что рядом расположены близкие цвета, а противоположные цвета всегда расположены друг напротив друга. Если через центр круга под любым углом провести линию, то она укажет нам на противоположные цвета – при сочетании именно этих цветов мы получим максимальный контраст между цветами. Противоположные цвета так же называют комплементарными или дополнительными. Если в центр круга вписать равносторонний или равнобедренный треугольник, квадрат или прямоугольник (при этом фигуры так же можно повернуть на любой угол), то вершины этих фигур укажут нам на менее контрастное, но устойчивое и гармоничное сочетание цветов. Возможно, что гармония строится на том, что смешивание подобранных таким образом цветов даёт в сумме белый цвет.

Как это может быть использовано в композиции? Элементы противоположных цветов противопоставляются друг другу, кроме того это приводит выделению, если элемент находится на фоне противоположного цвета. Элементы близких цветов будут наделены сходством, что поможет зрителю их объединить или связать. Использование цветовой триады или тетрады (трех или четырех) цветов может помочь зрителю с логикой связывания элементов, когда структура композиции достаточно сложная.

Например, нам необходимо построить взаимоотношения между двумя (или более) группами элементов. Вполне логично сопоставить этим группам разные цвета. Однако гораздо чаще на практике используется взаимодействие пары цветов одной группы элементов с цветом или парой цветов другой группы, например, пара цветов в одежде человека взаимодействуют с парой цветов его окружения и фона. 

А какие именно цвета будем выбирать из цветового круга?

Цветовая гармония природы

Природа никогда не ошибается с выбором цветов. Она всегда правильно выделяет и объединяет элементы, которые порождает. Но в разное время года в природе присутствуют разные цвета и их сочетания.

Весной нас окружают яркие краски: сочная желто-зеленая трава и деревья, ярко-желтые одуванчики, цветы яблонь, сирени и других растений. Летом цвет зелени не такой насыщенный, он выгорает на солнце до сине-зеленого оттенка, как будто во все цвета добавили немного голубого цвета. Осень: цвета урожая и опавшей листвы – доминирует желто-красные цвета, а небо становится более насыщенным и синим. Зимой преобладают чистые и холодные цвета. Каждому времени года сопоставлен один из главных цветов спектра: желтый – весне, зеленый – лету, красный – осени и синий – зиме.

Это и есть одна из подсказок по выбору цветов: сначала определитесь со временем года, которое более всего подойдет к Вашему образу, возьмите за основу один или два цвета, а остальные цвета найдите с помощью цветового круга! Учтите, что «остальные» цвета так же должны вписаться в выбранное время года.

Если мы фотографируем человека на природе, то нам обязательно надо учесть, как будет соотноситься цвет его одежды с цветами окружения, верно? Используем либо сходство с цветами окружения, либо контраст (противоположные цвета), либо сходство в одних деталях одежды, а контраст – в других одновременно.

Психологическое воздействие цвета

Каждый цвет в отдельности или в сочетании с другими цветами может оказывать то или иное воздействие на зрителя, а может и не оказывать, в зависимости от того, где и в каком количестве он использован. В любом случае, цвет или сочетание цветов могут помочь создать определенное чувство и настроение. Как это работает?

Что-то «прошито» в нашем подсознании на уровне рефлексов, а что-то приходит к нам с культурным наследием и жизненным опытом. Я не считаю, что психологическое воздействие является главным критерием для использования того или иного цвета, однако многие практические наблюдения и эксперименты доказывают, что в этом есть здравый смысл.

Например, чёрный цвет в большом количестве может вызвать чувство тяжести, таинственности, загадочности, страха, в ритмичном сочетании с жёлтым – опасность (окрас пчелы). Белый цвет вызывает противоположные чувства. Красный цвет в большом количестве агрессивен (цвет крови), в малом количестве поддерживает тему динамики, радости, любви. Оранжевый – веселый и сладкий, желтый – цвет радости, зеленый – цвет тоски и спокойствия, голубой – цвет мечты и т.д.

Думаю, что отправной точкой в осмыслении значения цвета должна быть логика природы и устойчивые выражения, например: «Оранжевое настроение», «Тоска зелёная», «Голубая мечта» и т.д.  И не стоит рассчитывать на то, что само по себе наличие какого-то цвета определяет эмоции зрителя, скорее присутствие того или иного цвета может усилить уже существующее содержание композиции.